Человек среди людей - работа в программе психологических тренингов

0

 Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток – уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Сегодня в обществе остро стоит вопрос  о проблеме агрессивности и закрытости подрастающего поколения, уход подростка от личного общения в виртуальные сети.  Поэтому в Нагорской ЦБ им. Г. И. Обатурова   в прошлом году была разработана программа психологических тренингов, которая носила название «Я в мире, мир во мне». Она была  рассчитана на работу с учащимися 10-11 кл. МКОУ СОШ с УИОП пгт. Нагорск в течение всего учебного года.  Программа направлена на развитие у подрост­ка недостающих ему навыков общения, на обсуждение с ним про­блем отношений с людьми, как со взрослыми, так и сверстника­ми, проблем конфликтов. В комплекс упражнений – тренингов входили групповые дискуссии, ролевые игры, игры на интенсивное физическое взаимодействие, работа в парах и тройках и т.д.

Первое занятие по данной программе было запланировано на ноябрь 2012г.  Основная цель занятия состояла в создании общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплоченности класса. Помочь детям познакомиться друг с другом поближе, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника. Участниками тренингов являлись ученики 10 б кл. (классный руководитель Новоселова Т.П. ). В ходе тренингов  ребята дружески общались, имели возможность  высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме,  учились формулировать свои мысли, аргументировать свое мнение, спо­рить, не оскорбляя своих оппонентов, критиковать точку зрения других, не переходя на «личности». Это давало им возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять пове­дение других людей, смотреть на межличностную ситуацию гла­зами партнера.

Всего программа включала в себя 7 занятий-тренингов на разные темы («Узнай меня поближе», «Доверие», «Прогноз моего настроения», «Я глазами других» и др. )

Игры – тренинги  на интенсивное физическое взаимодействие служили для усиления интереса учащихся, повышения работоспособности, снятия напряжения, отдыха.  В ходе каждой игры в группе проводилось обсуждение. Они побуждают членов группы - класса внимательно посмотреть на себя и на других. Это способствует развитию чувства привязанности, возникновению ощущения групповой сплоченности и самоутверждению. Участники делились впечатлениями о том, как они себя чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Интересно было услышать от них,  что оказывается, люди во многом схожи. В группе царила непринужденная, доброжелательная атмосфера. Каждый новый тренинг начинался с приветствия участников. Можно сказать это было, своего рода  ритуалом.  Подростки здоровались с друг другом следующим образом. Нужно было встать в круг, держась за руки. По команде ведущего они высоко поднимали руки вверх три раза. В первом раз громко кричали: «Хи!», во втором раз: «Ха!», в третьем «Хо!». Получалось забавное приветствие друг друга: «Хи! - Ха! - Хо!». После чего все хлопали в ладоши.  Все это вызывало много смеха и позитива, что способствовало хорошему рабочему настрою.  

Особенно  отрадно было слышать на одном из занятий из уст ребят, о том, что они  как одна семья!». Упражнение «Антарктида» по словам участников, дало много непонятных и интересных ощущений, стало настоящим испытанием практически для каждого. Здесь нужно было,  изображая пингвинов,  показать, как они ходят. Таким образом «Пингвины» гуляли по аудитории и по команде ведущего «Касатка!» — должны были запрыгнуть на льдины (т.е. листы бумаги) таким образом, чтобы все оказались в безопасности и касатка осталась голодной. Но с каждым разом сделать это было все труднее и труднее, т.к. в нашей «Антарктиде»  наступила весна, льдины таяли, поэтому перед каждым следующим раундом листы бумаги складывались пополам и ребятам приходилось все теснее прижиматься к друг другу чтобы удержаться на льдине.  

В тренингах присутствовали и такие задания, которые заставляли участников задуматься. Таким упражнением являлось задание  «Волшебная лавка». Здесь ребята  должны были устроиться по удобнее на стульях, закрыть глаза, расслабиться и со слов ведущего представить себя в чудесном лесу. Упражнение сопровождалось рассказом о том, что все участники, гуляя по лесу, находят дом, в котором расположена волшебная лавка, в которой ребята могут приобрести любые черты характера, способности – все что пожелают. Но для этого нужно было соблюсти одно правило – за каждое качество, желание нужно было отдать что либо, другое качество или от чего-то отказаться. В роли продавца выступал ведущий.  Тот, кто пожелал воспользоваться лавкой, должен был открыть глаза и сказать, что бы он хотел получить. После этого ведущий говорил «А что ты отдашь за это?».  Обмен мог состояться только в тех случаях, если кто-либо другой  из группы пожелает приобрести это качество, способность, умение. Ребятам пришлось сосредоточиться на представлении о себе, о своих способностях и их анализе, на том чтобы им хотелось изменить. Упражнение позволяло прийти к мысли: чтобы приобрести что-то новое, нам всем приходиться платить. Также участкам пришлось задуматься о существенных для них жизненных целях.

Хорошему душевному настрою на весь оставшийся день способствовало упражнение «Прощание». Для этого нужно было попрощаться друг с другом за руки по цепочке, произнося при это имя участника и слова «Спасибо за прекрасный день!» Ребята всегда с юмором и добрым смехом благодарили друг другу за отлично проведенное время.

Заключительная игра – тренинг состоялась в мае 2013г. Были подведены итоги работы программы, отмечены активные ребята  в таких званиях как  «Самый веселый участник» «Самый спокойный участник», «Ты наша опора»,  «Мы от тебя такого не ожидали».  А также было организовано анонимное анкетирование, посвященное тренингам. В анкете ребята отвечали на вопросы о том, как  поменялась их личность в ходе тренингов, было ли им дискомфортно в группе, жалеют ли они,  о чем-то,  что происходило  во время тренингов. Практически вся группа ответила на первый вопрос утвердительно, т.е. так или иначе тренинги способствовали изменению ребят в плане личности, их индивидуальности. В анкетах можно было прочитать след. ответы «У меня повысилась самооценка», «Я стала лучше относиться к одноклассникам», «У меня появилась уверенность», «Я стала более общительнее»  и др.  А также ученики писали  о том, что иногда им было дискомфортно при участии в том или ином упражнении. Возможно, это вызвано тем, что в некоторых заданиях требовалось рассказать о себе, раскрыться для общения. Последний вопрос анкеты звучал так «Что из того, что ты получил на тренингах, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?». Здесь ответы звучали так «приобретенную общительность», « уверенность в себе», «умение расслабляться», «терпимость у другим».

        

На наш взгляд, работа в данной программе,  оказалась интересной и плодотворной. Ребята имели  возможность осознать свои успехи, измене­ния, наметить некоторый план приме­нения этих достижений в дальнейшем.   Игры способствовали  снятию учебного напряжения, отдыху, улучшению взаимоотношений в груп­пе. Благодарим за участие в тренингах учеников 10б кл., а также кл. руководителя Татьяну Анатольевну Новоселову за инициативность и поддержку.

 

  • 23 мая 2013
  •  
  • 1224

Комментарии 0

Добавление комментариев закрыто.

© 2013 Copiright. Все права защищены. Права на публикуемые материалы принадлежат организации "Центральная районная библиотека пгт. Нагорск".

Сайт базируется на платформе портала Нагорск.ru

Яндекс.Метрика