"Вовремя прочитанная книга - огромная удача.
Она способна изменить жизнь, как не изменит
её лучший друг или наставник"

П.А.Павленко

Библиотека – учреждения культуры, которое призвано накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для обеспечения и распространение ее в обществе. Активное использование разнообразных информационных ресурсов способствует этому. В условиях информатизации общества первоочередной задачей для библиотек является внедрение в деятельность информационно-компьютерных технологий (ИКТ), которые способны сделать библиотеку более доступной, привлекательной и эффективной. ИКТ позволяют разнообразить и расширить различные направления работы, а также внедрить в нее новые формы. Поэтому сотрудникам библиотек важно и необходимо не только осваивать информационные компьютерные технологии, но и регулярно повышать уровень их использования. Для определения уровня профессиональной подготовки библиотекарей в сфере ИКТ было разработано и проведено анкетирование. Анкетирование было организовано методическим отделом ЦБ им. Г. И. Обатурова. В исследовании приняло участие 16 сотрудников Нагорской ЦБС. Все респонденты женского пола в разной возрастной категории.
Показатели респондентов разделились следующим образом:


Профессиональный стаж работников условно можно поделить на 3 категории: до 10 лет стажа – 6 человек ; 10-25лет – 4 человека; свыше 25 лет – 6 человек.
Первый вопрос исследования был призван выяснить, как часто библиотекари посещают курсы повышения профессиональной квалификации. Повышение квалификации, осуществляемое не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности, способствует приобретению новых знаний и способностей для эффективного использования богатого потенциала ИКТ. В библиотечной деятельности это необходимо для возникновения профессионального интереса, появления и внедрения новых форм и методов работы, возможности взглянуть на нее с новой точки зрения.
При обработке ответов на данный вопрос выяснилось что 62,5% (10) респондентов регулярно повышают свой профессиональный уровень, 6, 2% (2) ответили, что занимаются самообучение. 4 (25%) воздержались от ответов, что, скорее всего, можно отнести к отрицательным ответам.
Второй вопрос исследования звучал следующий образом - Используете ли Вы ИКТ в профессиональной деятельности? 75 % (12) опрошенных ответили, что используют ИКТ для подготовки мероприятий и для самообразования, а 56 % (9) сотрудников распространяют и доводят информацию о работе библиотек через электронные ресурсы Интернета.
Следующий вопрос был посвящен средствам ИКТ. Нужно было рассказать о том, какие средства и компьютерные программы используют респонденты в своей профессиональной деятельности. Результаты распределились следующим образом (рис. 1):

 

50% (8) опрошенных сотрудников используют информационно-компьютерные технологии в своей деятельности ежедневно. Некоторые обращаются к информационно-поисковым системам (ресурсам):

  • 1-2 раза в месяц – 25% (4);
  • 1 раз в месяц – 12,5 (2).

69 % (11) респондентов считают, что использование ИКТ существенно облегчаем подготовку к мероприятиям и позволяет значительно разнообразить их формы.
На вопрос об успешном использовании ИКТ в работе библиотекарей ответили только 25% (4) опрошенных. Респонденты отмечали такие достижения: «освоила поиск информации в интернете», «изучила новые компьютерные программы», «научилась работать с сайтом ЮТУБ и скачивать видеоролики из интернета», «научилась делать поздравительные фото ролики», «овладела навыками работы по подготовке презентация, буклетов».
В ряде проблем, возникающих при использовании ИКТ в профессиональной деятельности респонденты указывали причины связанные с отсутствием хорошей материально-технической базы библиотеки (низкая мощность компьютеров, медленное соединение с Интернетом). Помимо сказанного респонденты писали о нехватке времени, отсутствии знаний и опыта работы. Некоторые библиотекари отметили, что охотно готовы изучать и осваивать новые программы и технологии.
Последний вопрос был посвящен электронным информационным ресурсам (ЭИР). Респонденты должны были дать ответ о том, к каким ЭИР они чаще всего обращаются. В анкете библиотекари писали о том, что используют сайт ЮТУБ, социальные сети «Одноклассники», «ВКонтакте», библиотечные сайты (без конкретики), сайт soft.mydiv.net. Следует отметить, что на этот вопрос ответило всего 19% (2) респондентов, остальные оставили вопрос без ответа или написали не корректные варианты, например «использую в числе информационных ресурсов – ПК, фотоаппарат».
По итогам анкетирования можно сделать выводы, что в целом библиотекари успешно и грамотно используют в профессиональной деятельности информационно-компьютерные технологии. Наибольшей востребованностью пользуются средства: текстовый редактор, электронные презентации и таблицы, мультимедийные диски. Все чаще библиотекари применяют ИКТ при подготовке мероприятий, презентаций, для выпуска издательской продукции. Однако, как в любой другой деятельности, возникают определённые трудности - нехватка знаний и навыков работы с электронным оборудованием, поисковыми системами Интернета, специализированными компьютерными программами. Скудное материально-техническая оснащение библиотек является еще одной важной причиной низкого уровня знаний ИКТ библиотекарями. С помощью опроса удалось выяснить, что респонденты слабо владеют специальной, «компьютерной» терминологией: во многих анкетах проставлены знаки вопросов или пустые, не заполненные графы. Возможно формулировка вопросов своего рода «морочила голову» респондентам, от чего библиотекари испытывали трудности в заполнении опросников. Среди обработанных анкет попадались «анкеты – пустышки» – ответы односложные, иногда вместо ответов прочерки. Однако, следует сказать и о том, что были респонденты которые отнеслись к опросу со всей ответственностью и их анкетные ответы были полные и информативные.
Таким образом, методическим отделом были сформированы рекомендации:
1. Организовать лекции (уроки) по основам компьютерной грамотности, в первую очередь, оказать помощь в освоении компьютерной и интернет - терминологией и научить библиотекарей грамотно применять ее профессиональном общении.
2. Сформировать программу обучения компьютерной грамотности. Предложить сотрудникам библиотек разные уровни обучения: от новичка до профессионала. Разработать план обучения в соответствии с требованиями и просьбами. Предложить индивидуальные консультации.
3. По итогам учебы провести анализ проделанной работы. Организовать индивидуальное анкетирование (опрос, интервью) с целью выявления ошибок и предложений.


Лучшее

Женщина, которую поют
  •  
  • 3764
  •  
  • 8
 
Птицы – наши друзья!
  •  
  • 149
  •  
  • 4
 
Прочитать стоит, вам понравится...
  •  
  • 378
  •  
  • 4
 
«Вода – источник жизни»
  •  
  • 543
  •  
  • 3
 
Всероссийский заповедный урок
  •  
  • 58
  •  
  • 3
 
«Ах, эта красная рябина!»
  •  
  • 145
  •  
  • 3
 
 

Подписка

Получать новости на E-Mail?

Уже читают:    

Читай нас в Яндекс.Ленте
или в Google reader

© 2013 Copiright. Все права защищены. Права на публикуемые материалы принадлежат организации "Центральная районная библиотека пгт. Нагорск".

Сайт базируется на платформе портала Нагорск.ru

Яндекс.Метрика